П угольные копи чукотка. Заброшенные поселки Чукотки: Угольные Копи

Поселок Угольные Копи расположен напротив столицы Чукотки Анадыря. Раньше это был один из самых больших населенных пунктов Чукотки, здесь проживало более 12 тысяч человек, по меркам Чукотки это очень много. Большинство жителей - военные, члены их семей, лица, обслуживающие военные городки. В начале 90-х военные ушли, большинство зданий оказалось никому не нужными, число жителей сократилось в четыре раза.
Сейчас заброшенная часть поселка представляет собой жуткое зрелище.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/143188/24925674.10b/0_15457f_8b94bd24_orig.jpg)

3. В Угольных Копях стояло несколько воинских частей разных родов войск, целый гарнизон.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/35827/24925674.10c/0_154599_341f1d86_orig.jpg)

5. Офицеры жили тут преимущественно вот в таких домах.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/54905/24925674.10b/0_15458b_e2f98820_orig.jpg)

6. Сейчас в «Угольках», как называют поселок местные, осталось несколько жилых домов, суд, церковь. Население живет рядом в поселке Первомайский, выделившегося из Угольных Копей, там цветные домики, школа и жизнь. В Угольных Копях пустота, заброшенность и разруха.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/41743/24925674.10c/0_154593_836cd26a_orig.jpg)
Обратите внимание на деревянную пристройку к дому, позже мы вернемся к этой теме.

7. Жилые дома. Почему-то их даже не стали красить, как принято сейчас на Чукотке. Покрашенные дома стоят в Первомайском и поселке аэропорта, он же «Угольные Копи-3».
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/55231/24925674.10c/0_154594_4c797347_orig.jpg)

8. В центре поселка стоит МиГ-19, памятник авиаторам - первопроходцам и защитникам неба Чукотки. Самолет был установлен в августе 1977 года.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/28561/24925674.10b/0_15458c_c5467d18_orig.jpg)

9. Несколько лет назад МиГ-19 хотели забрать город Энгельс, где он должен был занять место в музее дальней авиации. Жители высказались резко против и отстояли самолет.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/96932/24925674.10c/0_15458f_901f5dcd_orig.jpg)

10. Целый Миг-19 в окружении пустых обветшавших домов, необычное зрелище.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/120725/24925674.10b/0_154588_a2e9ad45_orig.jpg)

11. Напротив самолета расположена школа. Про нее я написал отдельный репортаж .
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/128227/24925674.10c/0_1545b2_f27993b7_orig.jpg)

12. Рядом здание Дома офицеров. Давайте зайдем сюда.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/120725/24925674.10c/0_15458e_f05ca47f_orig.jpg)

13. Бывшая гримерка или склад, множество одинаковой обуви.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/41743/24925674.10c/0_154591_1bcab040_orig.jpg)

14. Парадная лестница на второй этаж.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/101435/24925674.10c/0_154592_90a3f28f_orig.jpg)

15. Вид сверху на киноконцертный зал. Из этой рубки крутили фильмы.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/28561/24925674.10c/0_1545b3_fc29aeb5_orig.jpg)

17. Техника никому не нужна.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/55231/24925674.10c/0_1545b5_3702e16c_orig.jpg)

18. Когда-то тут кипела культурная жизнь, дети ходили в кружки, проводились концерты к съездам КПСС.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/31286/24925674.10c/0_1545b8_ab1cb791_orig.jpg)

19. Позже работал прокат видеокассет.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/31286/24925674.10c/0_1545b7_2a7f628d_orig.jpg)

20. Сейчас все заброшено и завандалено. Идем на выход.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/120725/24925674.10c/0_1545b9_f6e124b5_orig.jpg)

21. Следующий пункт нашей программы - торговый комплекс.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/46400/24925674.10c/0_1545bb_4f474665_orig.jpg)

22. По сути, сохранились только стены.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/120725/24925674.10c/0_1545ae_ef04f620_orig.jpg)

23. Снабжение на Севере было хорошим, но сейчас здание никому не нужно.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/28561/24925674.10c/0_1545af_708e02e7_orig.jpg)

24. Сохранившиеся таблички.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/55231/24925674.10c/0_1545b1_2a738ecc_orig.jpg)

25. Остатки от ателье, где военные шили одежду.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/54905/24925674.10b/0_154586_858681e9_orig.jpg)

26. Самые распространенные весы «Тюмень».
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/120725/24925674.10c/0_1545b6_e56bd283_orig.jpg)

28. Заброшенные гаражи и остатки техники.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/55231/24925674.10b/0_154585_33f7304a_orig.jpg)

31. Похоже на хозяйство военных.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/55231/24925674.10c/0_154597_22f2ba07_orig.jpg)

32. Большая часть поселка - заброшенные дома.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/30894/24925674.10c/0_15458d_852bf6ce_orig.jpg)

33. Давайте зайдем внутрь, посмотрим, как жили люди.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/120725/24925674.10b/0_15458a_b9704bdf_orig.jpg)

34. В большинстве квартир все, что можно применить в хозяйстве, не уцелело. Почти везде сняты полы, их используют при строительстве сараев.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/58717/24925674.10b/0_154580_e23d6eec_orig.jpg)

35. Некоторые дома опустели совсем недавно.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/101435/24925674.10b/0_154581_b259188b_orig.jpg)

36. Обратите внимание на деталь в правой части кадра, это переносной туалет-ведро.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/61266/24925674.10b/0_154582_57b1fde9_orig.jpg)

37. Трудно представить, но в квартирах не было туалетов. Они были расположены в деревянных пристройках.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/54905/24925674.10c/0_154595_6816a0b8_orig.jpg)

38. Каждый туалет служил жителям нескольких квартир.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/46400/24925674.10d/0_1545c0_ec4e5f04_orig.jpg)

39. В таких условиях жили люди, которые несли круглосуточное боевое дежурство.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/120725/24925674.10d/0_1545bf_5d1aab67_orig.jpg)

40. Из серии «Остановившиеся часы Чукотки».
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/120725/24925674.10b/0_154584_1e813db2_orig.jpg)

41. Пустые квартиры, какие-то вещи не вывезены бывшими жильцами.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/101435/24925674.10b/0_154583_a4a8ca61_orig.jpg)

45. Какая-то книга про авиацию.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/55231/24925674.10c/0_15459e_ec9de5aa_orig.jpg)

47. Детские игрушки в таких местах всегда вызывают диссонанс.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/120725/24925674.10c/0_1545a0_280404df_orig.jpg)

48. Судя по объявлению, дом отселен меньше трех лет назад.

В соответствии с Законом Чукотского автономного округа «О статусе, границах и административных центрах муниципальных образований на территории Анадырского района Чукотского автономного округа» от 25 ноября 2004 года № 41-ОЗ населенный пункт Угольные Копи наделен статусом муниципальное образование городское поселение.

Городское поселение Угольные Копи расположен в районе Крайнего Севера в 200 км к югу от Полярного круга, в пределах тундровой зоны, в зоне развития многолетней мерзлоты.

Населенный пункт – Угольные Копи основан в начале XX века как поселение шахтеров, работающих на шахте, снабжавших пост Ново–Мариинск углем.

Дату основания поселка Угольные Копи условно можно отнести к концу 1920-х годов. Тогда здесь была организована кустарная круглогодичная добыча угля, нарезана первая шахта, создан участок Анадырского рыбокомбината.

Угольные Копи - поселок городского типа, который по площади занимает 80,55 кв. км. Численность постоянного населения на 01.01.2018 год составила 3 761 человек, в основном это русские, вместе с ними в Угольных Копях проживают чукчи, эвены, чуванцы, эскимосы и др. Численность временного населения на 01.01.2018 год составила 1 087 человек.

Городское поселение Угольные Копи входит в состав Анадырского муниципального района и занимает площадь 8055 га.

Из общей численности жителей в среднем 69,6 % заняты в экономике.

На территории поселка Угольные Копи находится ОАО "Шахта "Угольная", занимающееся добычей бурого угля, и аэропорт международного значения "Анадырь" (Угольный). В конце 2005 года в аэропорту "Анадырь" открыт новый аэровокзальный комплекс, который имеет высокий уровень комфорта и технологий обслуживания пассажиров.

КАРТА-СХЕМА

Границы городского поселения Угольные Копи

Описание границы городского поселения Угольные Копи

Граница идет от условной точки А (8-й причал) по северной стороне автодороги "Автоподъезд к 8-му причалу" 1700 м. до точки Б (поворот на бывший населенный пункт "Геологический").

Посёлок городского типа, в составе Анадырского района Чукотского автономного округа, расположен на берегу Анадырского залива Берингова моря напротив Анадыря.

Население по результатам переписи 2002 года - 3863 человека, по переписи 2010 года составляло 3368 человек, в 2015г - 3666 чел.
Количество избирателей на 01.01.2010 года: 2607 человек

Это рабочий поселок. Здесь живут шахтеры, военные, рабочие, служащие, авиаторы, Расположен на левом берегу Анадырского лимана. Добраться до него можно из аэропорта Анадырь на такси или рейсовом автобусе за 15-20 мин. Из окружного центра летом можно доехать рейсовым катером, а потом на автобусе. Время в пути - около 1 ч. Зимой, когда акватория Анадырского лимана покрывается толстым льдом, открывается ледовая дорога, и тогда время в пути на машине из Анадыря до Угольных Копей не превысит 30 мин.
Основан населенный пункт в начале XX в. как поселение шахтеров, снабжавших пост Ново-Мариинск углем. Районное управление в разные годы находилось то в Анадыре, то в Шахтерском. С 1997 г. окончательно центром района становятся Угольные Копи. Здесь находятся все районные учреждения, несколько воинских частей. Есть сеть магазинов, узел связи, библиотека, школы, дом культуры. Поселок вытянут вдоль дороги аэропорт - Шахтерский. Самым благоустроенным является микрорайон "Первомайка". Гостиницы в поселке нет, но есть в аэропорту. Очень живописны окрестности поселка с видом на лиман, бескрайнюю тундру. Летом здесь прекрасная рыбалка и обилие ягод и грибов
---
На протяжении десятилетий на карте Анадырского района долгое время административным центром был поселок Комбинат, переименованный в начале 1960-х годов в Шахтёрский. В 2007 году он был окончательно ликвидирован. Поселок располагался на противоположной от Анадыря стороне лимана, между берегом бухты Мелкой и подножием Второй Горки, и долгое время был как бы отдельным микрорайоном столицы Чукотки. Первые сведения об освоении этих мест относятся еще к началу XX века. Примерно в 1909 году здесь обосновался крупный капиталист из Владивостока, владелец рыбных промыслов Грушецкий. Он был также единоличным владельцем «Тихоокеанской пароходной компании «Грушец­кий и К°». Кроме обычных грузовых пароходов он владел и двумя рефрижераторами, а по тем временам суда такого типа были довольно редкими. В 1906-1908 годах на левой стороне лимана добывали золото на американском акционерном прииске «Дискавери». Прииск закрыли, но ожидания остались. Вот и решил Грушецкий обосноваться поближе к местам желанных будущих открытий золота, чтобы не упустить свой шанс. А пока он вложил свободные капиталы в строительство первых двух на северо-востоке России рыбо-разводных заводов на западном берегу Камчатки. А заодно добился статуса поставщика двора его императорского величества самого вкусного на Дальнем Востоке анадырского лосося. По сведениям известного геолога Петра Полевого, изучавшего Чукотку в 1912-1913 годах, только рефрижератор «Евгения» увозил к царскому столу небывалый улов - 72 тысячи пудов за лето. Из-за малолюдства населения в округе на свои рыбалки Грушецкий чаще всего привозил корейских рабочих из Владивостока.
В 1910-1920-х годах старатели после летних поисков золота зимой на левом берегу лимана проходили шурфы по разведке найденного здесь угля. В 1928 году Акционерное Камчатское общество (АКО), созданное годом раньше, направило крупную по тому времени даже для страны геологическую экспедицию под руководством В.В. Купер-Конина. В ее распоряжении были два буровых станка, два гусеничных трактора с прицепами, морские и речные катера, баржи, мастерская для ремонта оборудования, оснащенная различными станками. Катера и баржи обосновались в бухте Мелкой. Золота на месте бывших работ прииска «Дискавери» и на соседних водотоках бассейна реки Волчьей экспедиция, работавшая до 1930 года, не нашла, зато сделала предварительный подсчет запасов угля на левом берегу Анадырского лимана. По ее оценке, они составляли 17,6 миллиона тонн. Это оказалось очень кстати, так как на прежних разработках, на месте первых угольных копей на другой стороне лимана, из-за пожара пласт в 1929 году в значительной мере выгорел.
В 1929 году АКО решило осваивать богатые запасы местного лосося и создало Анадырский рыбоконсервный комбинат. На берегу бухты Мелкой в том же году началось строительство Анадырского рыбозавода, одной из рыболовецких баз комбината. Через два года здесь вступила в строй электростанция мощностью в 44 кВт. Следующим летом уже было выпущено 12 500 ящиков рыбных консервов. Каждый из них содержал по 48 банок. В состав комбината входило пять рыболовецких баз, консервный завод, кустарная разработка местных углей на левом берегу лимана, другие объекты. А с появлением второго консервного завода на юге района, в Мейныпилыыно, где была также одна из рыболовецких баз, рыбоконсервный комбинат разделился на два комбината - Анадырский и Мейныпилыынский. Максимального вылова и выпуска продукции оба комбината достигли в 1943 году. Большая часть улова шла на засолку, и ее в бочках отправляли для питания заключенных, добывавших олово на оборонных предприятиях Дальстроя в Чаунском районе и работавших также на других объектах.
В то время, когда строили корпус комбината, не только на Чукотке, но и в стране еще не было опыта строительства в условиях вечной мерзлоты, да и сами ее особенности требовали всестороннего изучения. И так получилось, что здание, построенное без учета знаний о мерзлоте, через пару лет начало разрушаться. Но как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Недалеко от берега бухты Мелкой в 1935 году была основана Анадырская научно-исследовательская мерзлотная станция, ставшая первым академическим научным учреждением на Чукотке. В разное время на станции ра­ботали талантливые специалисты, ставшие со временем крупными учеными с мировым именем. Ее основатель, кандидат наук П.Ф. Швецов, за выдающиеся работы был избран членом-корреспондентом Академии наук, минуя докторскую степень. Как крупный ученый, Петр Филимонович долгое время возглавлял Институт мерзлотоведения Академии наук СССР, был удостоен Государственной премии.
Бухта Мелкая и Вторая Горка, между которыми расположен Комбинат, ставший после войны центром района, сыграли выдающуюся роль в истории округа. Вначале бухта прославилась обильными уловами рыбы. В 1932 году на ее водную гладь совершил посадку гидросамолет летчика Г. Страубе. Отсюда же с его экипажем стартовала летная экспедиция геолога С. Обручева и картографа К. Салищева на поплавковом самоле­те ЮГ-1. В полетах в небе Чукотки возглавил экипаж морской летчик Ф.К. Куканов. Пройдут десятилетия, и работы геологов с применением авиации станут обычным явлением, а сам метод получит название групповой съемки.
В апреле 1940 года в окрестностях Комбината завершился первый авиарейс, связавший Москву с Анадырем. Его выполнил один из первых Героев Советского Союза М.В. Водопьянов. А летом на новой авиалинии посадка на самолеты Н-309, вылетающие с Анадыря в Москву, шла из деревянного морского причала у берега бухты. На Второй Горке еще до войны стартовали в небо первые летчики из числа коренных жителей края. Тогда же первые парашютисты Чукотки «приземлялись» на лед бухты. Уходили в небо тогда с грунтовой полосы Второй Горки и льда бухты многие летчики Чукотской авиагруппы. Один из них, В.И. Масленников, в годы войны стал командиром эскадрильи авиации дальнего действия. За бомбардировку важных военных объектов в глубоком тылу врага и выполнение других боевых заданий Виталий Иванович в 1943 году был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Он награжден также 4 орденами Ленина, орденами Боевого Красного Знамени и Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, медалями. Столь внушительного числа наград не было ни у одного гражданского летчика страны. После войны Виталий Иванович снова не раз сажал свою машину на лед бухты уже как летчик полярной авиации и перерывах между полетами с большим увлечением пре­красно писал маслом чукотские пейзажи. Всего Виталий Иванович летал в Арктике полных тридцать лет.
Особенно важную роль выпало сыграть бухте Мелкой и Второй Горке в годы Великой Отечественной войны. Летом самолеты садились на дозаправку на Горку, а зимой на лед, как на запасной аэродром. Это были сотни самолетов, перегоняемых с Аляски к фронту по системе договоров ленд-лиза по знаменитой и секретной тогда авиатрассе АлСиб, экипажи которых совершали посадку на лед зимой. Садились здесь командир Краснознаменной Красноярской перегоночной дивизии Герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук, известный американский летчик Томас Уотсон, другие знаменитые летчики. В конце 1970 - начале 1980-х годов Томас Уотсон был послом США в Советском Союзе. В 1987 году 73-летний бывший посол США во время кругосветного перелета с запада на восток был принят в Москве Председателем Президиума Верховного Совета СССР А.А. Громыко в Москве, а потом были незабываемые встречи на земле Чукотки и в Анадыре, где в годы войны прошла боевая молодость Томаса Уотсона.
Напомним, авиалиния Москва-Анадырь-Москва была открыта в 1940 году. Двадцать лет ее конечным пунктом оставалась Вторая Горка. Все это время самолеты сначала шли на юг, в направлении Хабаровска, а потом уже на Москву. Во время частых посадок самолетов на заправку не редкими были и пересадки на другие типы самолетов. В 1960 году на авиатрассе Москва-Анадырь- Москва, которая пролегала по северному маршруту с посадками в Амдерме, Хатанге и Тикси, стали летать более комфортабельные и современные машины - первенец советской гражданской реактивной авиации Ту-104 и турбовинтовой самолет Ил-18. Они перевозили не только пассажиров, но и грузы, особенно свежие овощи, в аэропорт столицы округа. Самолеты садились и взлетали с первой бетонной полосы округа - военного аэродрома, но еще долго, до сентября 1974 года, часть служб гражданской авиации, пока не был построен аэровокзальный комплекс, находилась на Второй Горке. Такой «разброс» служб гражданской авиации делал в ту пору Анадырский аэропорт самым сложным в стране.
Комбинат и аэропорт соединяет грунтовая дорога. Ее последние километры проходят через Угольные Копи. У поселка есть ряд микрорайо­нов, включая аэропорт.
Дату основания Угольных Копей условно можно отнести к концу 1920-х годов, когда здесь была организована кустарная круглогодичная добыча угля, нарезана первая шахта. Тогда же здесь был создан вспомогательный учас­ток Анадырского рыбокомбината. После ликвидации последнего в 1957 году шахта стала самостоятельным предприятием. На протяжении десятилетий уголь отсюда поступал не только в окружной центр, но и в глубинные пункты по реке Анадырь, на Эгвекинотскую ГРЭС. В виде эксперимента в конце 1960 - начале 1970-х годов были поставки на Камчатку и в Японию. Коллективы подземщиков по уровню производительности на однотипном оборудовании входили в число лучших в стране. Сейчас уголь добывают уже из четвертой шахты. Его подают по конвейеру на причал, где летом загружают на плавсредства. Зимой более сотни тысяч тонн завозят на Анадырскую ТЭЦ автомашинами по ледовой переправе через лиман. Для шахтеров и работников других учреждений построен по современным проектам микрорайон Первомайка.
Недалеко от шахты в 1930-х годах построили передающую радиостанцию и антенное поле. Приемная станция была создана на мысе Обсервации. Передающая и приемная станция десятки лет считались комплексом правительственной связи.
В Угольных Копях долгое время находились воинские части Анадырского гарнизона.
Как военный гарнизон поселок Угольные Копи сейчас утратил свое значение. Летом 1983 года расположенную здесь дивизию ПВО подняли по тревоге и развернули ее маршрут вглубь страны. Уже в воздухе командир дивизии получил координаты назначения - Гудаута, побережье Черного моря.

В последние годы воинские части из Угольных Копей и окрестностей поселка выведены. Но надо назвать еще один объект - Жиловая Кошка.
В водах на траверзе кошки (косы) и скалистого островка Алюмка всегда был обильный ход лосося на нерест. Там, на косе, до середины 1940-х годов было старинное село Тавайваам. Но военные «положили глаз» на мыс Селения, которым оканчивается кошка, и, не поделив места с рыбой, решили построить бетонный причал. Жителям Тавайваама пришлось «потесниться», и их переселили на другой берег лимана, в окрестности Анадыря.
Сейчас Тавайваам, оставаясь селом, находится под управлением администрации города. А к первому, когда-то бетонному причалу, который давно утратил прежнее военное значение, в навигацию швартуются теплоходы с грузами для левой стороны лимана.
От этого причала начинается также пассажирская линия, связывающая левый берег с окружным центром.
Самым удаленным микрорайоном Угольных Копей является городок авиаторов. В начале 1996 года независимые ранее авиаотряды Анадырский, Билибинский, Чаунский и Шмидтовский объединились на базе Анадырского аэропорта в единое государственное предприятие «Чукотавиа». Его филиалами стали аэропорты Певека, Кепервеема (Билибина), Омолона, мыса Шмидта, залива Креста, Маркова, Провидения, Лаврентия, Беринговского.
Аэропорт Анадырь связан прямыми рейсами с Москвой, Магаданом и Хабаровском. При этом с Москвой столицу округа связывают рейсы двух авиакомпаний, на которых летают комфортабельные самолеты «Боинг-747» и ИЛ-62. Выполняются рейсы в Омск, а летом в аэропорты юга России. В окружной центр, в горняцкие поселки и национальные села округа выполняют рейсы вертолеты Ми-8 и грузовой Ми-26. Пилоты «Чукотавиа» на внутренних линиях обслуживают самолеты Ан-3, Ан-24, Ан-26, освоили Ан-74. На смену боевым самолетам времен «холодной войны» в аэропорту в последние годы приземлялись сугубо мир­ные, но знаменитые «Русланы», вертолет МЧС Ми-26, другая крылатая и винтокрылая техника.
Несколько ранее, в 1990 году, была открыта международная воздушная линия Анадырь-Анкоридж. А в апреле 2002 года аэропорту Анадырь присвоен статус международного. В конце 2005 года, в дни празднования 75-летия Чукотского автономного округа, в аэропорту Анадырь открыт новый аэровокзальный комплекс.

Пишет Сергей Доля: Самая таинственная и труднодоступная заброшка находится на Чукотке - ядерная военная часть Анадырь-1 или, как называют её местные, Гудым. Появилась она в начале 60-х годов для размещения ядерных ракет поближе к возможному противнику, то есть США. База была супер-секретной, местные знали только что поблизости какая-то воинская часть.

Сердце Гудыма - огромная бетонная "нора" со складами для хранения и обслуживания ядерных ракет. Как и каким образом её "грызли" в вечной мерзлоте для меня загадка. Кроме военного объекта, был ещё городок, где проживали служащие и их семьи.

Впрочем, в традиционной попытке всех "жестко переиграть", мы переиграли, главным образом, самих себя. 8 декабря 1987 года в Вашингтоне состоялась советско-американская встреча на высшем уровне, в ходе которой Горбачёв и Рейган подписали бессрочный "Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности", после чего с базы вывезли всё вооружение. Некоторое время подземные помещения использовать как базу хранения Анадырского военного гарнизона, но в 2002 году Гудым полностью забросили.

Сегодня это город-призрак. Что было более-менее ценное разворовали. Тем не менее, несмотря на прогнившие станы домов и облупленную краску подземных тоннелей, можно увидеть грандиозные масштабы Гудыма...

Склады по пути к базе. Кругом валяются крылатые ракеты. Судя по всему учебные. На панораме они слева у синей бочки:

3.

Их тут очень много. Не считал, но навскидку штук 20:

4.

5.

Закрылки на ракете:

6.

Внутри какие-то шары:

7.

8.

Итак, Гудым. Через 3 дня после меня в Анадырь приезжал Шойгу и должен был посещать эту заброшенную базу. Сейчас этот объект никем не охраняется и никому не нужен, но может скоро сюда повесят замок и тогда я стану последним блогером, кто побывал внутри:

9.

На подъезде к нему незаметный ДОТ:

10.

11.

Вход в главный военный объект, где хранились ракеты:

12.

Туда прямо на машине заехали. Внутри длинный коридор с ответвлениями. В ответвления не совались, а по туннелю проехали:

13.

Тоннель закрывается массивной бронированной дверью, весом в 40 тонн (вес среднего танка). Время закрытия примерно 2 минуты:

14.

Пульт рядом с дверью:

15.

Объект имеет полную противоатомную защиту, рассчитан на бомбежки с воздуха:

16.

Интересно, конечно, куда ведут эти ответвления, но изучать не решились:

17.

Второй выход:

18.

Признаки бывшей охраны военного объекта:

19.

Но сейчас Гудым охраняют только евражки:

20.

21.

Зловещие инсталляции оставлены, по видимому, редкими путешественниками. Местным до этого точно нет дела, они выпиливают последние двери:

22.

Военный городок сейчас полностью разрушен и разворован. Не представляет интереса в качестве "заброшки", так как тут ничего не осталось:

23.

Местные приезжают сюда как на склад стройматериалов и тащат всё, что не приколочено. Я видел 3 машины с бригадами, которые отдирали доски и бревна от домов и грузили на прицепы:

24.

Какой-то интерес может вызвать бывший торговый центр:

25.

Для военного городка на крайнем севере он немаленький:

26.

27.

28.

29.

Бывший штаб:

30.

Внутри полная разруха:

31.

32.

Надпись: "В карауле, как на войне - будь бдительным вдвойне". Это карцер:

33.

Помещение охранников:

34.

35.

Комната отдыха:

36.

Вход в тюрьму:

37.

38.

Мягко скажем, небольшие:

39.

Напоследок, короткая экспозиция неизвестного военного автора:

40.

Угольные Копи

Угольные Копи - поселок напротив Анадыря. Их разделяет широкая река, перебраться через которую можно за 100 рублей на небольшом грубо сваренном катерке. В поселке живет 5 тысяч человек - всего лишь в два раза меньше, чем в городе, - но из-за того, что все государственные здания находятся в Анадыре, Угольные Копи выглядят значительно меньше своего соседа.

Тем не менее, это еще один атипичный чукотский поселок...

Вокруг поселка тундра. Иногда в город заходят мишки. В прошлом году была медведица с медвежонком. Загнала рыбаков на крышу сарая, сожрала всю рыбу и удалилась:

2.

Так же, как и в Анадыре, асфальт тут не используют. Все дороги покрыты наливным и абсолютно ровным бетоном. Есть даже знак дорожной камеры, но саму камеру выставляют только по праздникам:

3.

Жители собирают ягоды и грибы прямо за поселком. Далеко отъезжать не нужно:

4.

Все дома весело раскрашены:

5.

Это играет огромную роль в жизни Севера, так как большую часть года здесь все белое и пасмурное:

6.

Везде тротуары, разметка для машин, покрашенные бордюры:

7.

Непонятно, то ли это дворовая территория так размечена, то ли это дорога так извивается, но красиво:

8.

Памятник первому летчику-чукче:

9.

Детский садик:

10.

Школа построена по особому северному проекту. Нигде раньше таких не видел:

11.

Рядом со школой стадион с искусственным газоном:

12.

В поселке много детских площадок. Есть даже скейт-парк:

13.

Спортзал:

14.

По городу ходят бесплатные автобусы 3 раза в день. Отвозят людей на работу в угольную шахту или аэропорт, и потом обратно:

15.

В остальное время люди передвигаются на такси, которых в поселке огромное количество:

16.

По тундре на обычных колесах далеко не уедешь, так что в городе много вездеходов:

17.

Страшная каракатица называется Странник:

18.

В городе продолжается заливка пыльных участков бетоном, хоть это и весьма дорогое занятие. Например, заливка этой площадки обходится поселку в 4 миллиона рублей:

19.

Поселок развивается. Строится новый магазин:

20.

Хотя, конечно, вот этот изумрудный домик он вряд ли переплюнет:

21.

НА фото: Чукотка, поселок Угольные Копи, улица Комсомольская

У́гольные Копи - посёлок городского типа, административный центр Анадырского района Чукотского автономного округа. Находится он на берегу Анадырского залива Берингова моря напротив города Анадырь. В 2010 году здесь проживало 3367 человек, что значительно ниже по сравнеию с переписью 2002 года - тогда тут жило 3863 чел.

Основу экономики составляет добыча бурого угля. Близ посёлка также расположен международный аэропорт Угольный, крупнейший на Чукотке.

В поселке есть Храм Почаевской иконы Божией Матери. Он необычная архитектура для церкви.

Зимой, когда акватория Анадырского лимана покрывается толстым льдом, открывается ледовая дорога, и тогда время в пути на машине из Анадыря до Угольных Копей всго 30 минут. Анадырский лиман является частью Берингова моря и Анадырского залива. Своим происхождением, как объясняют ученые он обязан реке Анадырь. Это одна из самых больших рек не только Чукотского полуострова, но и всего Северо - Востока.

НА фото: Чукотка, закат на Анадырском лимане

Основан поселок в начале XX века как поселение шахтеров, снабжавших пост Ново-Мариинск углем. Районное управление в разные годы находилось то в Анадыре, то в Шахтерском. С 1997 года окончательно центром района становится поселок городского типа Угольные Копи. Здесь находятся все районные учреждения, несколько воинских частей. Есть сеть магазинов, узел связи, библиотека, школы, дом культуры. Поселок вытянут вдоль дороги аэропорт - Шахтерский. Самым благоустроенным является микрорайон "Первомайка". Гостиницы в посел ке нет, но она есть в аэропорту.

Окрестности поселка очень живописны с видом на Анадырский лиман, бескрайнюю тундру. Летом здесь прекрасная рыбалка и обилие ягод и грибов